Самооценка ребенка: на что обратить внимание
Чтобы помочь ребенку обрести уверенность в себе и раскрыть его сильные стороны, необходимо знать основные концепции, с помощью которых можно распознавать различные аспекты детской психики. Распространенная ошибка — приравнивать самооценку к самоуважению. Однако это два отдельных термина, описывающих разные психические явления, действующие по разным механизмам.
Самооценка
С детства мы сравниваем себя с другими: мы хотим иметь такие же (или даже лучше!) игрушки, хотим больше сока в стакане и иметь лучшие оценки в классе. Самооценка является одним из основных компонентов самопознания, в котором упор делается на оценочный аспект, касающийся характеристик каждого человека:
- внешность,
- здоровье,
- отношения с другими людьми,
- социальное положение.
Люди с высокой самооценкой не обязательно обладают выдающимися способностями. Высокая самооценка может даже компенсировать низкий, незрелый уровень личности.
Когда ребенок сравнивает себя со сверстниками, он автоматически помещает себя в определенную иерархию. Он всеми силами старается подняться по этой лестнице и оправдать свои и чужие ожидания. И если случается неудача, то, несмотря на высокую самооценку, человек чувствует себя менее ценным.
Для описания различных аспектов самооценки психологи чаще всего используют три критерия:
- Стабильность — различают нестабильную (у людей с нарушенной или незрелой личностью) и стабильную самооценки. Стабильность самооценки проявляется в наличии системы постоянных суждений о себе. Неустойчивая самооценка связана с психической неуравновешенностью и эмоциональным восприятием мира.
- Актуальность — этот критерий определяет, в какой степени правильно воспринимаются собственные способности. Этот показатель разделяют на два противоположных элемента: адекватность и неадекватность. При адекватной самооценке, личность берется за задачи своего уровня. Это состояние, к которому и нужно стремиться. При неадекватной самооценке человек либо хватается за проблемы, с которыми заведомо не справится, которые подавляют и не реализуются, либо выбираются цели ниже реальных возможностей.
- Ценность — этот критерий позволяет судить, занижена или завышена неадекватная самооценка.
Чего нужно остерегаться?
Проблема самооценки имеет две потенциальные ловушки, в которые очень часто попадают дети. Они являются прямым следствием критерия ценности, а именно недооценки чувства собственного достоинства.
Первая из угроз — это так называемый феномен самоисполняющегося пророчества. Он заключается в том, что определенные ожидания в отношении выбранной линии поведения или событий влияют на них таким образом, что вызывают их исполнение.
Самый простой пример — ребенок с низкой оценкой собственных навыков предполагает провал экзамена. У ученика нет мотивации учиться с самого начала, он не видит смысла прилагать усилия. Когда наступает день испытаний, то у ребенка нет не только надежды на успех, но и уровень негативных эмоций дополнительно ухудшает память и концентрацию. Все эти факторы влияют на итоговую оценку, которая (как и предполагал ребенок), скорее всего, будет низкой.
Другая из угроз – это когда низкая самооценка может перерасти в страх совершить какие-либо действия, потому что человек будет осознавать неизбежный провал. Так появляется выученная беспомощность. В этом состоянии человек ожидает, что все равно ничего не получится и нет никакого способа предотвратить неудачу. Следствием такой низкой самооценки и усвоенной беспомощности станет стремление к социальной изоляции. И это значительно увеличивает шансы ребенка на неудачу во взрослой жизни и на бедность. Создавая у ребенка чувство собственного достоинства, лучше предотвратить подобный сценарий.
Людям с высокой самооценкой чаще всего свойственна стабильная, адекватная и положительная (но не завышенная) самооценка. Это позволяет смело воплощать в жизнь свои мечты, устанавливать позитивные отношения с людьми и влияет на чувство удовлетворения в жизни.
В процессе формирования самооценки важно отслеживать уровень самооценки, наблюдая поведение ребенка в конкретных ситуациях и делая выводы.