Развитие речи

Звуковая культура речи: звук у

Цель. Учить детей четко артикулировать звук у (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью; развивать слуховое внимание; активизировать в речи детей слова кукует — воркует — кукарекает — гукает.
Ход занятия
Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складывать их дудочкой (показывает). Предлагает детям воспроизвести артикуляцию. Упражнение повторяется 2—3 раза. Оно подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука у, а правильное и четкое произношение звука у способствует в дальнейшем правильной артикуляции звуков ш, ж, ч, щ.
«Однажды, —¦ говорит педагог, — Язычок услышал, как пел паровоз. Он пел так: ууууу. Как пел паровоз?
УУУУУ — песня паровоза, Язычку она очень понравилась. И решил он выучить эту громкую и протяжную песню. Сначала Язычок попробовал спеть песню негромко, вот так: ууууу. Потом запел увереннее и громче.
Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы, сделать их трубочкой и протяжно произносить: ууууу». (Хоровые повторения и 5—6 индивидуальных.)
«Я слышу чей-то голос: кря-кря-кря, — говорит воспитатель. — Кто это? (Утенок.) Если этого утенка ласково позвать: уу-тя, уу-тя, он непременно откликнется на зов». Воспитатель предлагает всем желающим детям по очереди позвать утенка. Он подходит и «клюет» с ладони ребенка «крошечки».
Воспитатель снова обращается к детям: «Послушайте, как в лесу воет голодный волк: у-у-у — ууу. Страшно!»
Предлагает поиграть в зайцев и волков. Несколько детей (волки) протяжно, с разной силой голоса произносят звук у, остальные дети (зайцы) прячутся и затихают. Затем воспитатель говорит, что волки далеко, их не слышно и не видно, зайцы могут выйти на полянку, порезвиться. Зайцы радостно скачут. Но снова раздается протяжный вой волков… «Ой! — говорит педагог. — Волки не только зайцев испугали. Мои дети, воспитанники младшей группы (воспитатель — воспитанники, учитель — ученики), разбежались кто куда. Не заблудились бы! Оли нет. Покричим ей: «Оля, аууу». (Ребенок аукает в ответ (7—8 упражнений).)
Дети возвращаются к воспитателю. Он читает им новое стихотворение:
Читает стихотворение 3—4 раза, а дети с соответствующими интонациями воспроизводят голоса птиц.
Кукушка кукует:
— Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует:
— Гу-гу! Гу-гу!  

Петух зорюет:
— Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит
В ночи: — Угу!
А рыба молчит
— Ни гу-гу.
(Разговоры. Чувашская песенка, пер. Л. Яхнина.)
Далее педагог предлагает поиграть в игру «Кто позвал?». Вызванный им ребенок встает спиной к детям, а кто-нибудь из сидящих (жест воспитателя) кукует, воркует, кукарекает, ухает (на усмотрение ребенка).

Водящий определяет, чей голос он слышал. Если угадывает, его место занимает тот, кто подражал птице. Если ошибается, ему дается вторая попытка. В случае неудачи выбирается новый водящий, лучше с помощью считалки, в частности последних строк «Разговоров»: «Филин кричит …» и до конца.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *