Развитие речи

Дидактические игры и упражнения с овощами


Цель. Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на картинках (формировать способность к обобщению); определять предмет по форме (на ощупь); соединять вершки и корешки; упражнять детей в согласовании слов в предложении; помочь запомнить и выразительно читать шотландскую народную песенку.
Ход занятия
Удобно разместив детей, воспитатель демонстрирует им некоторые овощи: капусту, огурец (соленый, свежий или маринованный), кабачок и т. п. Затем, используя «чудесный мешочек», вызывает по одному желающих ответить детей, которые определяют только что названные овощи (сырые) на ощупь. Если ребенок ошибся, овощ возвращают в мешок. По ходу игры в мешочке постоянно должно быть 6—7 овощей, в том числе одинаковых по названию, например две картофелины разной формы. Определяют овощи на ощупь 6—8 детей.
«Кто что любит из овощей? — продолжает занятие педагог.

— А кто любит грызть свежую капусту, есть капусту квашеную?»

Педагог, продвигаясь слева направо от объекта к объекту, узнает от детей, что на картинке не так изображено. Если, скажем, на картинке перепутаны вершки и корешки, а есть возможность показать это в натуре, дети подбирают к овощу его ботву и т. п. «Это морковкин хвостик, а не свеколкин, — говорит малыш, — а свеколкин хвостик вот он». Воспитателю необходимо следить за точностью своей речи и речью детей: «Вот он — это где? Рядом с …? Около …? Между …? В верхнем уголке рисунка?» И т. п.
Педагог делит детей на две группы, которые стоят друг перед другом, но на приличном расстоянии. Воспитатель выбирает девочку из одной подгруппы детей, ведет ее по свободному пространству, играя роль веселого продавца, в корзинке которого лук, петрушка и морковка. Читает первую часть шотландской песенки «Купите лук» (пер. И. Токмаковой). Дети из другой подгруппы отказываются от овощей, а покупают шалунью и плутовку. Девочка остается у детей, которые «купили» ее. Педагог выбирает девочку из другой подгруппы, и игра продолжается.
Заканчивая занятие, воспитатель угощает детей овощами, которые красиво разложены на большом блюде. И порезаны овощи по-разному: кружочками, соломкой, треугольниками, цветочками и т. п. Дети берут немного овощей в свои тарелки.
* * *
Занятие можно закончить иначе. В частности, дети, восстановившие порядок на огороде воспитателя, приглашаются в коктейль-бар. «Сок из свеклы — свекольный сок, — напоминает педагог. — Из моркови …? — морковный, из капусты …? — капустный, из томатов …? — томатный, из огурцов …? — огуречный, из картофеля …? — картофельный. Кто какой сок будет пить?»
Воспитатель подсказывает детям разные формы обращений к бармену: «Мне, пожалуйста, морковный сок. Сок свежий? Сок холодный? теплый? Пожалуйста, стакан холодного томатного сока». И т. п.
Обе концовки занятия как самостоятельные игры целесообразно в течение года проводить в свободное время.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *