Развитие речи

Примерный вариант планирования занятий по развитию речи


Целенаправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи.

Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной же формой речевого общения ребенка 3—4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор-диалог, состоящий из цепочки реплик.
Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.
На четвертом году жизни ребенка необходимо:
— продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;
— обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения;
— помогать ребенку избавляться от многочисленных лексических ошибок, ошибок в согласовании слов в предложении; обогащать речь детей за счет присвоения новых грамматических форм, почерпнутых из речи педагогов.
Для младших дошкольников приоритетным направлением является именно развитие речи.
Необходимо предоставить словоохотливым и даже болтливым трехлеткам возможность поговорить, удовлетворяя их потребность в речевом общении со взрослыми.
Рекомендуем воспитателям планировать одно занятие в неделю по развитию речи. Ориентируясь на наше примерное планирование, воспитатель должен решить, будет ли он неукоснительно придерживаться предложенной нами последовательности занятий на тот или иной месяц учебного года или изменит ее, считая целесообразным повторить некоторые занятия (не меняя содержания занятия или обновив его за счет новых заданий или нового речевого материала).
Список произведений художественной литературы
Сентябрь
Повторное чтение произведений, с которыми детей знакомили в прошлом году.
Октябрь — ноябрь
Русские народные сказки. Теремок. В обраб. М. Булатова; Теремок. Пересказ Е. Чарушина. Л. Н. Толстой. Три медведя. К- Бальмонт. Осень. А. Плещеев. Осень наступила… А. Блок. Зайчик.
С. Маршак. Стихи из цикла «Детки в клетке».
В. Маяковский. Что ни страница — то слон, то львица.
К. Чуковский. Путаница.
Б. Житков. Главы из книги «Что я видел».
В. Сутеев. Кто сказал «мяу».
Н. Забила. Карандаш.
Т. Александрова. Медвежонок Бурик. О. Альфаро. Козлик-герой. Пер. с исп. Т. Давитьянц. А. Каралийчев. Маленький утенок. Пер. с болг. М. Качауно-вой.
Заучивание
А. Барто. Кораблик. Мишка. Бычок.
С. Маршак. Слон. Тигренок. (С детьми заучивают только 2—3 стихотворения по выбору детей или воспитателя.)
.
Декабрь
Русские народные сказки. Снегурушка и лиса. В обраб. М. Булатова.
Кот, петух и лиса. В обраб. М. Боголюбской. И. Никитин. Зашумела, разгулялась…
С. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке.
В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? К Чуковский. Краденое солнце. С. Черный. Про Катюшу.
Г. Цыферов. Про чудака лягушонка (Сказка первая. Сказка третья).
Бр. Гримм. Горшок каши. Пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака.
Д. Биссет. Га-га-га! Лягушка в зеркале. Пер. с англ. Н. Шере-шевской.
Заучивание
А. С. Пушкин. Ветер по морю гуляет… (из «Сказки о царе Салтане…»).
К- Чуковский. Елка. Ежики смеются. (По выбору воспитателя.)
Январь
Присказка.
Русские народные сказки. Петушок и бобовое зернышко. В обраб. О. Капицы; Лиса и заяц. В обраб. В. Даля; У страха глаза велики. В обраб. М. Серовой.
А. С. Пушкин. Месяц, месяц, мой дружок… (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
С. Маршак. Усатый-полосатый.
К- Чуковский. Муха-цокотуха.
Н. Заболоцкий. Как мыши с котом воевали.
3. Александрова. Мой мишка. Кролики.
У солнышка в гостях. Словацкая сказка.
Коза-дереза. Украинская сказка, в обраб. Е. Благининой.
Бр. Гримм. Госпожа метелица. Пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака.
Б. Поттер. Ухти-Тухти. Пер. с англ. О. Образцовой.
Заучивание
Н. Саконская. Где мой пальчик?
Февраль
Русские народные сказки. Маша и медведь. Гуси-лебеди. В обраб. М. Булатова.
Рукавичка. Украинская сказка, в обраб. Е. Благининой.
Храбрец-молодец. Болгарская сказка, пер. Л. Грибовой.
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
С. Маршак. Тихая сказка.
Л. Воронкова. Снег идет. Маша-растеряша.
Э. Успенский. Жил-был один слоненок…
Повторение произведений, прочитанных в предыдущие месяцы.
Заучивание
Тень-тень-потетень. Русская народная песенка.
Март
Присказка.
Бычок—черный бочок, белые копытца. Русская народная сказка, в обраб. М. Булатова.
Пых. Белорусская сказка, в обраб. Н. Мялика.
Два жадных медвежонка. Венгерская сказка, в обраб. А. Краснова, В. Важдаева.
Страшный гость. Алтайская сказка, пер. А. Гарф и П. Кучияка.
Бр. Гримм. Соломинка, уголь и боб. Пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака.
А. С. Пушкин. Свет наш солнышко… («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
А. Плещеев. Весна.
И. Косяков. Все она.
М. Зощенко. Умная птичка.
Саша Черный. Приставалка.
С. Михалков. Песенка друзей.
Е. Благинина. Посидим в тишине.
С. Прокофьева. Главы из книги «Машины сказки».
Й. Чапек. Главы из книги «Приключения песика и кошечки». Пер. с чеш. Г. Лукина.
Заучивание
А. Плещеев. Сельская песня.
Апрель
Присказка.
Ворона. Война грибов с ягодами. Русские народные сказки, в обраб. В. Даля.
Крошка-малышка. Шотландская сказка, в обраб. Н. Шерешев-ской.
Лиса-нянька. Финская сказка, пер. Е. Сойни. Хитрая лиса. Корякская сказка, пер. Г. Меновщикова. А. Майков. Ласточка примчалась… Весна. Д. Мамин-Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке.
Е. Пермяк. Как Маша стала большой. Н. Носов. Ступеньки.
Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Пер. с англ. О. Образцовой.
Д. Биссет. Мистер Крококот. Пер. с англ. Н. Шерешевской.
М. Карем. Мой кот. Пер. с франц. М. Кудиновой.
Повторение произведений, прочитанных в предыдущие месяцы.
Заучивание
Д. Хармс. Кораблик.
А. Босев. Поет зяблик. (По выбору детей.)
Май
Присказка.
Лиса и журавль. Русская народная сказка, в обраб. А. Афанасьева.
Повторное чтение русских народных сказок.
Лесной Мишка и проказница Мышка. Латышская сказка, в обраб. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой.
Травкин хвостик. Эскимосская сказка, в обраб. Г. Снегирева и В. Глоцера.
А. Н. Толстой. Сорочьи сказки: Еж. Лиса. Петушки. А. Барто, П. Барто. Девочка чумазая. В. Берестов. Веселое лето.
Т. Эгнер. Как Уле Якоб побывал в городе (в сокращении). Пер. с норв. Г Балла и Ю. Каржавиной.
Е. Бехлерова. Капустный лист. Пер. с польск. Г, Лукина. Заучивание
С. Маршак. Мяч (в сокращении).
Д. Хармс. Кораблик. (По выбору детей.)

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *