Р

Развитие речи

Есть задачи, которые для развития речи предстоит решать ежедневно. Вот некоторые из них.
1. Много, ярко, искренне рассказывать детям, в частности, об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были: о хитростях знакомой вам собаки или каверзах кота, о прирученной галке, которая научилась лаять, о ваших переживаниях, радостях, сомнениях и т. п. Ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки вашей речи, и ваши рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.
Вам предстоит рассказывать детям и о том, как был прожит день. Произошли события, заслуживающие внимания (научились строить высотный дом, ни разу не поссорились, ножи слушаются многих детей и помогают аккуратно и красиво есть и т. п.); был огорчительный момент для Димы — его мокрая постель, но мы Диму утешили, успокоили — подобное со многими маленькими детьми случается, и нет причин для огорчения.
2. Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных особенным языком — литературным.
Списки произведений для младших дошкольников и сами тексты, а также первая пробная хрестоматия опубликованы и прошли апробацию в массовой практике.
Однако воспитателей затрудняет последовательность отбора произведений для чтения и заучивания.
Мы предлагаем им воспользоваться нашим примерным вариантом планирования.
Напоминаем!
Ежедневное чтение детям бесспорно окажет заметное влияние на их речь и поведение, ибо художественная литература — мощное средство развития речи. И не только развития речи, разумеется. Но художественная литература — это прежде всего самоценность, поэтому к литературному тексту, к иллюстрированному изданию сказки, рассказа или повести, сборника стихотворений следует относиться вдумчиво и бережно.
Что и когда целесообразнее читать детям, заучивать с ними
Воспитателю на заметку!
1. Одно и то же произведение нужно читать детям несколько раз, называя его автора, но не требуя этого от детей.
2. Все произведения, которые упомянуты в варианте планирования, вы найдете в книге: Хрестоматия для дошкольников (2— 4 года, 4—5 лет, 5—7 лет)/Сост. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. — М.: АСТ, 1996, 1997, 1998.
3. Многие из произведений программной художественной литературы записаны на аудиокассетах. (Фонохрестоматия для дошкольников / Сост. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. — М.: Весть-ТДА, 1997.)
4. Вначале следует прочесть детям произведение (2—3 раза), а уже затем предложить им прослушать его в исполнении актеров.
5. Если вы успешно и досрочно выполнили программу месяца, обратитесь к списку литературы, предложенному на следующий месяц.
6. Не читайте детям произведение, которое по какой-либо причине вам не нравится. У вас достаточно большой выбор!
7. Прежде чем что-либо читать детям, внимательно прочтите произведение сами. Желательно делать это вслух, отрабатывая интонационную выразительность собственного чтения.
Эти рекомендации в полной мере относятся к работе с детьми в любой возрастной группе.