Статьи по развитию речи

  • Развитие речи младших дошкольников

    Есть задачи, которые для развития речи предстоит решать ежедневно. Вот некоторые из них.
    1. Много, ярко, искренне рассказывать детям, в частности, об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были: о хитростях знакомой вам собаки или каверзах кота,

    Подробнее

  • Примерный вариант планирования занятий по развитию речи

    Целенаправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи.

    Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной же формой речевого общения ребенка 3—4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор-диалог, состоящий из цепочки реплик.

    Подробнее

  • Незнакомка

    Цель. Используя наглядный материал, вызвать у детей желание помочь человеку, оказавшемуся в затруднительном положении; активизировать речь детей, обогатить их словарь.
    Ход занятия
    Воспитатель просит детей открыть альбомы и найти рисунок, на котором изображена девушка, спящая вблизи разрушенного домика.
    Рассказывает такую историю:

    Подробнее

  • Бунт в игрушечном королевстве

    Цель. С помощью специальной проблемной ситуации активизировать речь детей; вызвать у них желание проявить заботу о своих друзьях-игрушках; уточнить представления детей о том, кто где из животных обитает на свободе.
    Ход занятия
    Воспитатель приглашает к себе детей. Просит их принести некоторые игрушки — достояние игрового уголка группы, например обезьянку (слона, крокодила или любого другого обитателя жарких стран) и зайчика (ежика, лисичку — жителей наших лесов). И тут выясняется, что этих игрушек нет, пропали.:

    Подробнее

  • Звукоподражание

    Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении различных звукоподражаний.

    Ход занятия
    В этот раз воспитатель передает детям жалобы домашних животных и птиц, которые тоже мечтают иметь свой двор. Воспитатель и дети выбирают место для двора и обустраивают домашних животных и птиц.
    «Мне кажется, что животные и птицы хотят поблагодарить вас за помощь, — продолжает занятие воспитатель, — но они не знают, как это можно сделать. Давайте поможем им».


    Подробнее

  • Звуковая культура речи: звук а

    Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука а; закреплять произношение этого звука в отдельных словах и коротких звукосочетаниях; побуждать произносить этот звук с разной длительностью и громкостью; уметь слушать и воспринимать художественное произведение, а при повторном слушании договаривать слова из текста.
    Ход занятия
    Воспитатель рассказывает детям:

    «Ночью, когда спят люди, игрушки оживают. И вот однажды на построенный нами двор прокралась лиса. Это была лиса из чужого, а не из нашего родного леса.

    Подробнее

  • Литературный калейдоскоп

    Цель. Помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызвать у них желание рассказывать о том, что случилось с героями произведений, подсказывая нужные слова, помогая правильно построить предложение; помочь детям запомнить новое стихотворение и подарить его, кому захочется.
    Ход занятия
    Воспитатель сообщает детям о том, что очень волнуются сказки, так как боятся, что вы не помните, забыли, что случилось с героями той или иной сказки.

    Подробнее

  • Давайте знакомиться

    Цель. Используя учебную ситуацию, активизировать словарь детей, относящийся к теме «Мебель»; обогатить словарь детей за счет слов-характеристик пространственного расположения предметов; предоставить ребенку возможность действовать с наглядным материалом (разрезными картинками) так, как ему хочется, позволяя ребенку чувствовать себя компетентным консультантом.
    Ход занятия
    Воспитатель предлагает детям найти в альбоме «Учусь говорить» рисунок, изображающий незнакомку в пустой комнате, без мебели.

    Подробнее

  • Дидактические игры и упражнения с овощами

    Цель. Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на картинках (формировать способность к обобщению); определять предмет по форме (на ощупь); соединять вершки и корешки; упражнять детей в согласовании слов в предложении; помочь запомнить и выразительно читать шотландскую народную песенку.
    Ход занятия
    Удобно разместив детей, воспитатель демонстрирует им некоторые овощи: капусту, огурец (соленый, свежий или маринованный

    Подробнее

  • Звуковая культура речи: звук у

    Цель. Учить детей четко артикулировать звук у (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью; развивать слуховое внимание; активизировать в речи детей слова кукует — воркует — кукарекает — гукает.
    Ход занятия
    Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складывать их дудочкой (показывает). Предлагает детям воспроизвести артикуляцию.

    Подробнее