Задаем вопросы

В своем желании помочь детям мы часто подавляем их уверенность в себе и стремление к развитию, так как не спрашиваем их мнение, а навязываем им свое.

Умение правильно спросить и внимательно выслушать может помочь детям сместить восприятие от внешнего авторитета (в большинстве случаев таким авторитетом являемся мы) к авторитету внутреннему (а вот это уже они сами).
 Если благодаря нашим вопросам они станут лучше понимать самих себя и ощущать свою ответственность, то в результате повысится их уверенность в себе. Отсутствие уверенности в себе, сомнения и страхи только мешают развитию потенциальных возможностей.
Как сместить акцент с монолога на вопрос — понять несложно, гораздо сложнее сделать так, чтобы это вошло в привычку.
Эффективные, правильно заданные вопросы приносят потрясающие положительные результаты. Использование вопросов совершенно не означает, что мы перестаем говорить сами, просто, если мы начнем общение с вопроса, реакция детей будет совершенно иной.

Возможно, большинство из нас верит, что мы желаем детям только добра. Может, оно и так, но нашими основными ролевыми моделями были родители, дедушки, бабушки, тренеры и учителя, которые направляли наше мышление преимущественно своими монологами и крайне редко задавали вопросы, которые заставляли бы нас думать или реально отвечать за собственный рост и развитие.
Многие ли из нас замечают, что ведут себя и говорят в точности, как родители? Гораздо легче исходить из уже знакомого опыта и идти проторенными дорожками. Попробовать что-то новое — звучит легко, а вот избавиться от многолетней привычки гораздо сложнее.

Поначалу будет сложно даже подобрать подходящие слова для правильного вопроса.
Задать вопрос, направленный на формирование в ребенке сознательности и ответственности... Сказать-то легко. Только вот на практике получается это редко.

Чтобы точно знать, что мы задаем детям правильные и эффективные вопросы, нам сначала следует кое о чем спросить самих себя.

Какая у нас цель?
Чью программу мы хотим реализовать — их или свою собственную?
Можем ли мы узнать их желания, прежде чем высказывать собственные?
Как нам найти путь, приемлемый и для них, и для нас?
Помогут ли наши вопросы улучшить самосознание детей?
Провоцируем ли мы ребенка на то, чтобы он сознательно взял на себя ответственность?