Интересное и неинтересное в чайнворде

Предыдущая страница

 За несколько минут игры можно составить длиннейшую цепочку слов. Если бы все эти слова записать, их хватило бы на десяток больших чайнвордов. Но стоило ли их записывать? Можно наперед сказать, что чайнворды получились бы неважные. То, что хорошо в игре, не всегда годится для головоломки.

В устном чайнворде слова не загадываются, поэтому любое слово подойдет, лишь бы оно пришлось впору, то есть начиналось на заданную букву. Для игры большего и не требуется. А для головоломки?

Тут требования другие. Чайнворд — головоломка познавательная; для него отбираются лишь такие слова, которые интересно отгадывать. Обычно это слова, на которых можно проверить свои знания, поупражнять память и смекалку.

Предположим, загадывается слово «река». Как бы мы ни старались при объяснении этого слова избегать прямых указаний на него, все равно придется назвать основные признаки реки: «естественный водоем с постоянным руслом и течением от истока к устью». Без них толкование слова будет неточным. Но по этим признакам слово легко отгадывается. Интересен ли такой вопрос для головоломки? Очевидно, нет: загадано слово, означающее слишком общее, всем знакомое понятие. Отгадывать тут, в сущности, нечего.

Другое дело, если загадывается не река вообще, а река определенная, и даны признаки, характерные именно для этой реки. Тут без знаний не обойдешься, а иной раз потребуется и смекалка. Так, например, назвать реку, на которой построена первая гидроэлектростанция, сможет лишь тот, кто знает или догадается, что речь идет о гидроэлектростанции, построенной в первые годы советской власти на реке Волхов, под Ленинградом.

Познавательная ценность головоломки не только в том, что она заставляет нас что-то вспоминать, о чем-то догадываться, но и в том, что увлекает нас поисками ответа, возбуждает любознательность. Нередко, когда ответ сразу не находится, отгадчик обращается за справкой в энциклопедический словарь, перечитывает страницы учебника, расспрашивает знающих людей.

Далее

Содержание